суббота, 21 сентября 2013 г.

Из старых походных дневников. Сплав по реке Сок 18-24.08.1997 г.

Один из моих любимых маршрутов. Во первых первый водный, дружная компания, отличное руководство, ну и естественно молоды были. Потом еще не раз сплавлялись, но на столько интересно уже не было.

Первое официальное оргсобрание по походу прошло еще 30го июля, по предварительным подсчетам идет 11 человек. Соответственно надо найти еще три байдарки. Описание маршрута взяли из книги Криволуцкой "По Куйбышевской области". К 6му августа нашли еще одну байду напрокат в 49ой школе, собрали в каморе. Вроде все детали на месте. 9го Кудесник нашел старый, но вполне боеспособный Салют, так что похоже все зер гуд. 12го мне свезло выпросить на поход Таймень-2 у знакомых. Но я его пока заныкал дома в кладовке, ни кому не сказал, чтоб не расслаблялись и продолжали поиски плавсредств. Серега одолжил для Дрюши старый авиационный спасжилет, правда пришлось подклеить правую камеру. Вроде держит. Подработал кой-чего из снаряжения. К "Зиме" квадрат под трубу я пришивал в поле крупным (очень крупным) стяжком в ручную. Отпорол и пристрочил на машинке. Потом сшил Дэвида, так я его назвал. Это здоровенный гермобаул из ткани 500. Мой рюкзак при полной загрузке теряется где-то на дне этого мешка. При необходимости я могу залесть в него вместе со спальником и ночевать под проливным дожем. Наиполезнейшая вещь. Натолкнулся на полке на "обувь", сшитую еще году в 94ом. Эдакие бахилы на подошве от старых зимних сапог. Сойдет в байдарке сидеть. В случае чего их и выкинуть не жалко.
17ое августа. Сборы, упаковка, беготня... Уложил рюкзак и выяснил, что "Зима" в него не лезет, а подвязать не выходит из-за конструктивных особенностей баула. Пришлось срочно пошить сумку с лямкой под палатку. Для пробы навъючил всеэто на себя, жить можно, но недолго. (до сих удивляюсь, во мне тогда хорошо если 60 было, а вес всей снаряги под 50 тянул, благо нести было не далеко). Ну вроде все, завтра стартуем.

18.08.97. день 1.
Подъем в 5-10, "не спится, няня"! Плотно поев про запас, неизвестно когда еще придтся жду Андрюху. Его отец Василь Василич согласился забросить нас к началу маршрута, чем весьма облегчил нашу жизнь. Облачившись во все свое снаряжение
каким-то чудом спустился вниз.
на старт
Знамо дело, вниз ни вверх. Покидали все в машину и поехали. С Мехзавода забрали Оксану и Михаила (не путать с Мишей, это два разных человека). Потом с другого конца города забрали Кирилла с двумя байдарками и часам к восьми прибыли к институту. Загрузили последнюю байду и почти все снаряжение участников. Итак, перечнь участников:
руководитель похода - Наталья Вячеславовна Матвеева (ныне Иванова)
зам. руководителя - Осипов Алексей
второй зам. руководителя - Кутейников Михаил
далее без регалий и званий - Жегалов Миша (АйронМайкл), Харламов Кирилл (Кудесник), Ковалев Андрей, Абышкин Леха, Ищенко Оксана, и я Малахов Егор. Итого 9 человек на 4ре байдарки - две двойки и две тройки.
Дожна была быть вторая машина, но с ней произошел облом. А в микроавтобус все не помещались.
сборы у СГПУ
Во первых он не 9ти местный, а во вторых там вся снаряга и байдарки. Решили, что Наталья Вячеславна, Оксана, Леха и Михаил поедут в Сергиевск на маршрутном автобусе, а остальные со всем снаряжением на машине.
Кирилл, Алексей, Миша. Я и Дрюша спереди сидим.
Часов около 11 были на Соку, где-то в районе озера Банное. Ехавшие на маршрутном участники прибыли очень быстро, мы даже не ожидали.
Приступили к сборке байдарок. тут выяснился один не самый приятный факт: у нас одна тройка и три двойки. Хотя Кирилл был уверен, что ему дали две тройки. Частично это так и было, деревянные фальшборты Салюта были от тройки, а сам он был двойкой.
сборка Салюта
Кароче говоря посадочных мест у нас оказалось девять. Тютелька в тютельку по участникам.
перед спуском на воду
Наконец первый спуск на воду!
1ый спуск на воду
Первые неуверенные гребки, первая радость полета!
Михаил и Леха
классика жанра
убей бобра - спаси дерево

Бовой распорядок по судам в начале установили следующий (матрос-капитан): Миша - Алексей; Михаил - Лёха (ни тот ни другой до этого в байде не сидели, а достался им Салют, к тому же собраный шиворот-навыворот, но об этом позж); Дрюша, Оксана - Кирилл (тройка); Наталья - я.
Выход из озера был, но мелкий. Пришлось вылазить и протаскивать груженые байдарки буквально волоком. Хорошо, что трава была скользкой. Из линкора вылазить никто не стал, не барское это дело, их переволокла Наталья. Я толкал груженый Салют и тянул за собой Таймень. Михаил и Леха бродили с веслами по зарослям камыша в поисках лучшей дороги.
Весла я почему-то (вот ведь чудак на букву М) Наталье не дал, и мы его завалили вещами. И через какое-то время руководителль начала наматывать сопли на кулак, после небольшого купания при волоке намокла-то она сильно. А я то согревался греблей за двоих))
Первый автомобильный мостр прошли без приключений, а вот второй, который типа тракторный это было шоу №1. Первые две байдарки развернуло против течения прижав к опорам и друг другу, но все обошлось без жертв о проколов.
Нам с Натальей удалось пройти вдоль левого берега (не рулить, не траверсировать поток я еще не умел). За мостом в заливчике мы уцепились за кусты и стали ждать оставшиеся две байдарки (первыми вырвались Алексей и Миша). Из-за моста слышалась отборная педагогическая ругань, слегка заглушаемая шумом воды и совсем немного совестью ругавшихся. Третьими вышли Михаил и Леха, четвертым линкор.
Далее до Участка Сок река спокойна, завалов и расчесок не встречали. Красоты реки и берегов описывать я не буду, да и не умею.
При подходе к Частку Сок услышали шум воды, решили сначала разведать пешком.Окаазался небольшой порожек из старых коряг. По описанию его надо обнести, плюнули на описание.
участок СОК
В итоге
старый мост
Две байды сели основательно. Алексей и Миша снялись сами, Леху и Михаила снял я , дойдя до них вброд, благо воды чуть выше колена. Правда Михаил зачем-то покинул судно, да еще и разулся в нем. Его путь к берегу - это отдельная тема для разговора: "Как делать не стоит!". После столь чудного прохождения элементарного препятствия для согрева все промокшие дернули из моей фляжки по 50 грамм "Легкого Русского" (что-то около 65 градусов на коре дуба) и продолжили сплав.
На ночь встали на правом берегу недалеко от т/б "Рассвет". Место не ахти какое, но уже темнелои выбирать не приходилось. Причалив к берегу я вылез и по колено увязв иле, Наталья не заметив сделала тоже самое. С той лишь разницей, что я выдернув ногу остался в бахиле, а она без сланца.
Байды разгрузили и выволокли. Берег высоковат, но тропка есть. С дровами проблем нет, Сергиевск очень хорошо виден еще. "Зиму" поставил без центральной опоры, просто подвесив ее к ветке. ВечеромАндрюха даже извлек пару звуков из гитары, но легли все быстро, за день умаялись.

19.08.97. день 2.
Проснулись, вернее соизволили подняться часам к 8ми. Позавтаркали риовой кашей на сгущенке и кофем с ним же. Леху воротит от кашь с молоком, и он ел специально взятые на такой случай личные запасы консерв. Отчаливали долго, было время чиркнуть пару строк в дневник. Вчера-то было уже не до него.
автор в 1998м
отходим с первой стоянки
Через пару часов хода на левом берегу очень хорошее место для стоянки, главное (после вчерашнего ныряния за сланцем в грязь) прекрасный песчаный отлогий спуск к воде. Но нам сюда не надо. Часа к двум дня встали на обед на крутой излучине. Тоже хорошее место, полянка окруженная кустарником, возле воды толстенная ива. С дровами, правда, не очень, номы набрали на одну варку. А вообще при желании можно было сплавать на другой берег.
У Нероновки мост завален наносным мусором, но есть узкий проход вдоль левого берега. Я вылез на завал и аккуратно завел в пролет байду, после чего сел в нее. Вернее я думал, что сел. Байда прошла по течению, а я сел далеко за кормой. Выплыли раздельно))
Нероновка
На подходе к Чекалино красивая сосновая посадка (и ни разу в ней так и не заночевали)
сосняк
Боевое расписание немного изменили. К тяжелому Михаилу в Салют сел капитаном Алексей. Леха сел матросом, а Миша капитаном в Таймень. Оксана и Наталья категорически взяли в руки весла, заявиви, что "гребзти значительно теплее и пользительней". Мы замыкали группу, за час до Чекалино взяли на буксир Мишу с Лехой. У Чекалинского моста нас ждали. Вообще по хорошему, чтобы не смешить народ надо было его обнести, но так не хотелось разгружаться. (Проход этот в последствии вспоминался тихим добрым словом.) первыми класс показывала наша байда. Наталья просто пригнулась, а вот мне пришлось проходить в три приема. Вначале вытянул ноги по дну байды и протащил их под балкой. Потом, пока голова и тельце находились еще под мостом, а ноги уже за ним, я извиваясь сумел лечь на дно байдарки (заодно оценил уровень воды в судне), а ноги положить поверх грузового отсека. В таком виде мы и вышли. Как прошли Михаил и Алексей я не видел, думаю, что просто перетащили груженую байдарку. Миша и Леха поступили наиболее мудро: Леха перетащил рюкзаки, а Миша провел байдарку под мостом. Основной частью шоу был линкор. А точнее его капитан Кирилл. Он намертво застрял под мостом.
Кирилл еще там.
Долго ругался и ерзгал по байдарке, упирался в мост, балки, опоры, издавал нечленораздельное бормотание и распугивал рыбу. На вопрос: "Что ты там длаешь?". Вполне резонно ответил: "Обуваюсь и десантируюсь?" Сказал и сделал.
полет Чкалова))
Не учли лишь одного, без Кудесника байдарка стала малость легше и малость всплыла. И этого хватило, что бы она намертво застряла по балкой моста. Миша и я проходили ее лежа на дне байдарки и упираясь в эту балку руками, таким образом чуть притапливая судно. В линкоре притапливать его стало некому. За дело взялась Оксана, и минут за пять выдернула тройку из под моста.
Оксана вытаскивает байдарку
Если бы в селе была своя газета, то первая полоса нам была бы обеспечена. Рыбаки и наверное все пацаны деревни с живейшем интересом наблюдали этот безплатный цирк, не хватало им только попкорна и колы.
На проход моста потратили очень много времени, час точно. На ночевку встали за селом на правом берегу. Берег, правда, высокий, но выход хороший. Дрова только вдоль берега, на полях кукуруза и подсолнечник. Назревала гроза, но прошла стороной. Спать легли за полночь.
гроза за Чекалино

20.08.97. день 3.
Вышли часов около 10. До Елшанки дошли быстрее, чем расчитывали. Все наши ушли налево, хотя вчера вместе карту смотрели и вроде как громко говорили, что у деревни по реке направо. Подождали. Мост высокий, а вот сразу за поворотом сваи старого моста, проход был вдоль левого берега (хотя все эти советы вдоль какого берега вряд ли кому помогут, тут завалы после каждого паводка по разному). На полпути до Чемеричного нарезали круги круги почета вокруг островов. Вроде и течение есть, но слабенькое, потому непонятно куда идти.
кувшинки
 На обед встали где-то не далеко от села.
ориентируемся
За дровами пришлось сходить на другой берег.
за дровами
Отобедав вышли часов около четырех дня, Чемеричный так и не увидели с воды. За Большой Чесноковкой увидели неплохое место для стоянки, ровное, с мостками. На мостки было удобно вылазить, разгружать байдарку и выходить на берег, но лишь по очереди.
мостки
Но все равно остались тут (как потом до нас дошло это был трубопровод и ночевали мы непосредственно над ним). Палатку я умудрился поставить на какое-то пятно мазута, андрей зайдя туда обнаружил падающих замертво комаров. Да я и сам чуть не упал, когда зашел. Пришлось переставить.
стоянка на трубопроводе
Алексей, Михаил и Кирилл занялись ремонтом Салюта, там погнулся задний шпангоут. На нем Алексей сидит на ходу, вроде не тяжелый, однако согнуть получилось. В итоге стемнело, спать легли оставив байдарку разобраной. К тому же у Салюта еще и дека пропорота оказалась.

21.08.97. день 4.
Проснулись часов в семь, что-то сегодня довольно прохладно. Хотя небо чистое, всего одна туча на востоке и солнце вылезло из-за нее часам к 9ти. Прособирались долго и с выходом запаздывали. Алексей зашил деку Салюта и когда начали его собирать сломался дервянный кильсон, напрочь вылетели металлические скобы, а сам он треснул продольно. Чинить его на месте было сложнее, чем дойти до Чесноковки в какую-нибудь колхозную столярку. Приняли решение разделиться. Алексей ушел в Чесноковку, я остался его дожидаться, все остальные сплавляются дальше, разбивают лагерь и ждут нас. Наталья пересела на мое место, в матросы посадила себе Михаила (ыыыы) стартовала первой, затем Миша и Леха, последним ушел линкор ушел последним. Как проходил их дальнейший путь я не знаю, хотя рассказывали конечно, но мне почему-то сложно пересказать чужие впечатления.
Ожидая Алексея делаьб мне было реально нечего. Я поспал, побродил по окрестностям, попробовал порыбачить, снова погулял. Алексей материализовался около трех часов после полудня, слегка навеселе. Ну а как было не обмыть новый кильсон с мужиками в деревне? Про остальных он тоже не забыл и принес три бутылки Расторопши.
Кильсон сделали точной копией старого,но замки почему-то упорно не застегивались. Особого насилия в сборке применять нельзя, а без оного они явно не застегнутся. Решили, что я положу рюкзак на место стыка, и сам сяду сверху. Хотя ее самопроизвольный разбор на ходу маловероятен.
Отошли в 15.45. Шли долго, чертовски долго. Из еды у нас пара банок консерв, полхлеба, 1,5 литра водки и поллитра самогона. Его и начали есть еще по пути. Мост у Лебяжинок проскочили в сумерках, шли пока хоть что-то видели. Под конец уже фактически по звездам. Но своих так и не догнали, далеко угребли, лоси))
На ночь встали на правом берегу. Просто выволокли байдарку, постелили ковры и спальник. Съели консервы с промокшими сухарями, обсудили вопросы мировой экономики, допили "Легкое Русское" и отключились.

22.08.97 день 2.
Удачно мы вчера причалили, однако. Дальше это сделать значительно труднее.Встали с солнцем. Съели по паре сухариков и огурец на двоих тронулись дальше. Сил от вчерашнего рывка и вегетарианской диеты не прибавилось. Группу догнали только к обеду у Нового Городка. Оказывается они тоже вчера шли довольно долго, часов до девяти (вот маньяки). Сегодня ни куда не пошли, ждали нас. Всю ночь Наталья поддерживала костер.
Теплый прием, горячая еда и пара часов сна восстановили силы. Часа в три решили пройти хотя бы часов до семи вечера.
Айронмайкл
У деревни Соколинка старая плотина
старая плотина
Заметна она издалека, да и слышна тоже. Две пирамиды-ледолома незаметить невозможно
ледоломы
По большой воде в апреле-мае тут проводят соревнования. Мы с Натальей обнесли плотину по левому берегу,
плотина на Соколинке
остальные обносили по правому И правильно сделали, там удобная тропинка и хороший подход к воде.
обнос по правому берегу
После плотины течение сильное и резкий поворот направо. В воде не редки стволы затопленых деревьев, запросто можно налететь и поломаться.
первый правый поворот за плотиной

Миша с Лешей и налетели, но смогли удачно слезть. Остальные прошли без проблем.
За т/б "Тихие Зори" нашли отличную стоянку. Стол, лавки, стулья, тумбочка, причал... Естественно тут мы и остановились на ночь.
прыжек
Миша и Леха
Дров полно, выход к воде лучший за весь маршрут. Правда пришлось выравнивать пол в палатке, но это не беда. Спать легли за полночь.

23.08.97 день 6.
Поторопились малость. В итоге забыли на стоянке гитару и плащ-палатку. Возвращаться было уже поздно, когда это заметили. К обеду дошли до Красного Яра.
Кр.Яр
Наталья и Леха пошли в село за вкусняшками, мы с Мишей устроили мелкий ремонт Тайменя
Подошли остальные, Алексей и Дрюша тоже ушли в село. Вскоре вернулись все четверо, купили вкусняшек на вечерний ужин по поводу окончания похода.
Отобедали за Красным Яром. Тут Михаил принял решение ехать домой и нас осталось восемь.
обед за Красным Яром
Оксана пересела на место Михаила, матросом к Алексею. Пошли дальше. После слияния с Кондурчей река стала грязней, вода мутная. По берегам полно народу - рыбаки, матрасники, алконафты.
На ночь встали за мостом М5 на праом берегу напротив Старосемейкино. Выход не ахти, но зато сверху большое плато и хорошо с дровами. Отметили окончание похода. Алексей лег в мой спальник, мне пришлось лесть в его. Оказывается раньше спальники делали короче, а может он его под себя обрезал, чтоб не таскать лишнее.
последняя ночь похода

24.08.97 день 7.
День последний. Вышли часов в 11, осталось-то немного. Река широкая, течение практически в обратную сторону, видать попали наводосброс на ГЭС.
1997
Еще и ветер, временами проще было тащить лодку аки бурлак.
бурлак
Прошли последний Сокский мост
Сокский мост
На Глинском пляже были около трех, отдохнули, разобрали байды, поели. Вечером приехал Дрюшин отец и забрал нас и все снаряжение.
Кр.Глинка

Через недельку, когда были готовы фотки и впечатления от похода чуток улеглись сходили в Золотой Бор, пообщались и обсудили поход.